Тема 8. Лекция

Место и роль психолога в фирме
Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:
1. «внешнюю» – психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т.д.);
2. «внутреннюю» практического психолога, работающего непосредственно в организации.
Эти позиции различаются между собой и по содержанию, и по структуре деятельности. Например, позиция психолога-консультанта и исследователя предполагает возможность нейтрального подхода к решению многих и особенно кадровых задач, но одновременно нередко возникают проблемы из-за недостаточного знания реальных организационных ситуаций, невозможности сразу же Тема 8. Лекция определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса. Описанная позиция в полной мере представлена в деятельности многочисленных современных консалтинговых компаний, действующих на рынке труда, оценки и подбора персонала, осуществляющих рекрутинговые услуги. Вторая позиция также, наряду с несомненными плюсами (например, доскональное знание организационной и кадровой ситуации и возможность профилактики конфликтов), имеет и свои минусы (при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу). Занимая вторую позицию, психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу Тема 8. Лекция. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы – социологами, гигиенистами, юристами, экономистами.
Практический психолог в организации выполняет несколько функций.
Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ Тема 8. Лекция и оформлен отчет.
Эксперт – это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций.
Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т.д.).
Большое значение для принятия экспертного заключения имеет авторитетность эксперта, которая определяется кредитностью к той области знания, которую он представляет (а именно организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, опыт и др.), личными отношениями доверия – недоверия между экспертом и заказчиком Тема 8. Лекция, во многих случаях оказывающимися главными.
Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).
Консультационная функция. Психолог консультирует по Тема 8. Лекция вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.
Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта – его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих. Консультирование, как правило, невозможно Тема 8. Лекция без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.
Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т.д.).
Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога. Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для Тема 8. Лекция эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант - рекомендует и советует, то учитель -приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.
Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.
I. Работа с персоналом:
оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);§
профессиональная ориентация и консультирование;§
социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;§
ускорение процессов адаптации работников в организации - взаимодействие руководителя с подчиненными.§
II. Организация труда:
аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);§
изучение условий труда Тема 8. Лекция, организации рабочих мест;§
анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).§
III. Организационное управление и социальное планирование:
социально-психологическое обеспечение внедрения нововведе§ний и реорганизации;
формирование групповых норм, морали, организационной культуры;§
профилактика и разрешение конфликтов;§
контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;§
создание «команды»;§
повышение дисциплины труда;§
лояльность по отношению к организации.§
Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:
– введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует Тема 8. Лекция с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;
– решение вопросов о профессиональном обучении и повышеиии квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;
– оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;
– разработка средств Тема 8. Лекция поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;
– участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;
– участие в организации системы коммуникаций в организации (выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций, анализ содержания и доходчивости информации);
– организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг);
– улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);
– частные психологические консультации управляющих. Перечень задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть расширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации. Итак, предметом организационной социальной психологии является влияние процесса общения Тема 8. Лекция на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение эффективности их труда. Центральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния социально-психологических факторов на повышение эффективности труда. Испытываемые российскими организациями в настоящее время трудности предъявляют к работе психологов повышенные требования. Поэтому проблемы, которыми приходится заниматься психологам в организации, сложны и трудоемки. Разрешение этих проблем требует от психолога достаточной профессиональной подготовки и владения широким арсеналом психологических методов исследования и воздействия на личность работника.



В настоящее время все большее число руководителей осознали тот факт, что успешность деятельности предприятия во многом зависит от людей, которые на нем работают. Это привело Тема 8. Лекция к тому, что услуги по работе с персоналом организации (обучение путем проведения тренингов, мероприятия на сплочение команды, отбор и подбор персонала и т.д.) являются все более и более актуальными. Выделяются следующие профессии, в чью компетенцию входит работа с людьми. Это менеджер по персоналу, внутренний тренер, психолог.
Сегодняшний наш рассказ - о работе психолога в организации. Многие понимают, что психолог в организации необходим. Однако вопрос, чем же психолог на самом деле должен заниматься, зачастую не ясен как для самих психологов, так и для их работодателей. Назовем наиболее типичные виды работ, к которым привлекается психолог.
И руководство, и сам психолог заинтересован Тема 8. Лекция в учете проведенной им психологической работы. Подобный учет с одной стороны, позволяет психологу показать, а руководителю увидеть, на что он тратит свои деньги. С другой стороны, подобный учет позволяет психологу лучше организовать свою работу. Обычно заводятся журналы на каждый из разделов работы, и в этих журналах в хронологическом порядке психолог отмечает проведенную работу и полученные результаты.

Основные задачи психолога в организации.
Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы.
Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически Тема 8. Лекция максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования.
Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.
И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого Тема 8. Лекция потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

Требования к психологу.
Очевидно, что для того, чтобы иметь способности и возможности решать вышеобозначенные проблемы, претендент на должность психолога должен соответствовать определенным требованиям. Обозначим наиболее важнейшие из них.
• Во-первых, это хорошее (ВУЗовское специальное) образование.
• Во-вторых, это наличие опыта работы. Однако здесь работодателю необходимо быть внимательным, так как в этой области знаний количество далеко не всегда переходит в качество.
• Третье условие v психолог должен обладать определенными личностными качествами, то есть должен удовлетворять критериям психологической профессиональной пригодности. Во внешнем поведении это v умение вести себя открыто и Тема 8. Лекция доброжелательно, умение ясно выражать свои мысли, внешняя уравновешенность, широта интересов, в мышлении это v примерно одинаковое соотношение как аналитического, так и интуитивного стилей восприятия и переработки информации.

Особенности функционирования психолога в организации.
Выполнение столь разнообразных видов деятельности требует не только самодисциплины от психолога, но и определенных нормативов времени для решения той или иной поставленной перед психологом задачи. Приведем некоторые их них. Так, например, на психологическую диагностику одного человека без написания итогового заключения требуется не менее одного часа, а с написанием итогового заключения объемом 1-2 страницы нужно не менее одного рабочего дня. Тренинг или деловая игра проводятся в течение 1-2 дней Тема 8. Лекция, и требуют как минимум столько же времени на подготовку и т.д. Снижение этих нормативов способно резко ухудшить качество работы психолога и достоверность получаемых им результатов.
Организационно существует несколько способов включения психолога в коллектив. Он может быть прикреплен к отделу кадров, может работать как помощник руководителя, также возможна работа без его включения в какое-либо подразделение. Если же по каким-либо причинам организация предпочитает не иметь в штате професионала-"человековеда", целесообразно привлечение внешнего консультанта для решения актуальных разовых задач. В каждом конкретном случае существует оптимальный вариант, и его можно найти.
Определенные особенности работы психолога зачастую связаны с тем, что в среде Тема 8. Лекция психологов приняты профессиональные этические стандарты, и в своей деятельности в организации психолог должен им следовать. Соблюдение принципа конфиденциальности, принципа благополучия обращающегося к психологу человека, принципа морально-позитивного эффекта должны быть законом для работы психолога. Однако нередко подобные условия работы психолога с трудом понимаются руководителями, и могут стать причиной недопонимания между ними или конфликта.
Таким образом, психолог находится между Сциллой добросовестного служения интересам фирмы и Харибдой соблюдения интересов каждого конкретного кандидата и работника. И его авторитет, благополучие и профессиональный рост во многом зависят от того, насколько психолог сможет выполнить поставленную перед ним задачу, не поступившись интересами каждого обратившегося к нему Тема 8. Лекция человека.
По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией о положении дел в коллективе. Поэтому при принятии управленческих решений психолог должен иметь "совещательный" голос, к которому чуткий руководитель всегда прислушается.


documentapcjmej.html
documentapcjtor.html
documentapckayz.html
documentapckijh.html
documentapckptp.html
Документ Тема 8. Лекция